Тексты

О рациональности

Существует довольно надёжный критерий, позволяющий понять, мыслит человек рационально или нет. И более того – он позволяет указать, где именно оно рационально, а где не очень.

А именно. Это отношение – интеллектуальное, эмоциональное, всякое – к фактам, сильно меняющим картину мира.

Допустим, что людям открылось: Солнце на самом деле зелёное и с дыркой посередине. Ну вот выяснилось, что его окружает некий преломляющий спектр слой пространства, который искажает цвет до жёлто-белого. А на самом деле Солнце зелёное. Как огромное сияющее яблоко. Да, и в середине у него дырка. Добрался до него космический зонд и сфоткал.

Человек уровнем выше рационального – хороший учёный, например – узнав такую новость, будет просто счастлив. Потому что зелёное Солнце – это удивительно, а удивление доставляет ему удовольствие. Как здорово, что мы, оказывается, во всём ошибались, как прекрасно, что мир устроен иначе, чем мы думаем! Вперёд, астрономы и физики, вперёд!

Человек просто рациональный не почувствует ничего. Ну, Солнце зелёное, ну с дыркой. Значит, оно устроено как-то иначе, чем мы думали. Это несколько неприятно, потому что на наших представлениях о строении Солнца кое-что основано. Но не так уж и смертельно, потому что старые модели нормально работают. Ладно, посмотрим.

А вот люди, рационалистами не являющиеся, дадут два типа реакций.

Первый тип: ощущение того, что вся картина мира рушится, летит к чертям, и вообще всё стало возможно. Человек при этом чувствует своего рода головокружение от возбуждения и страха одновременно. Потому что если Солнце зелёное и с дыркой… тогда, наверное, всё есть? И пришельцы на тарелочках летают – небось, через ту самую дырку и летят? И ведьмы есть, и вампиры, чем чёрт не шутит, если он так с Солнцем пошутил? А власти-то скрывают! Значит, и они с ними? Да уж конечно, демоны, сущие демоны, ауууу, ыыыы.

Второй тип: ощущение досадной помехи, на которую и обращать-то внимания не следует. Опять эти яйцеголовые чегой-то придумали. Солнце у них зелёное? Сами они зелёные. Мало ли что они там болтают, пущай промеж собой разберутся. Пошло оно на юх. Нас до всего того не касаемо. Чувства при этом – досадливое нежелание знать, обращать внимание на неприятную новость.

Вот эти два типа реакций – назовём их дионисийской и апполонической, или, точнее, люциферической и ариманической, или, ещё точнее, «прокидом» и «откидом» – и являются примерами «иррационального». Когда картина мира не меняется, а рушится под воздействием новой информации – или когда она давит новую информацию, чтобы не меняться.

Самая же маналула начинается, когда оба типа реакций сосуществуют в одной голове. «Вот здесь всему верю, вот здесь ничему не верю». Тараканы совокупляются, порождая причудливейших мутантов.

Так и живём.

)(

Источник
Культура История Наука
Made on
Tilda