Обучение философии — это развитие способности к пониманию идей. Какие конкретно идеи понимает обучающийся — вопрос важный, но второй. Главное — это развитие самой способности понимания.
Общество, в котором нет философов, может жить долго — но если уж умрёт, то навсегда. Потому что не сможет родить из себя новое общество на новых основаниях. Не сможет, даже если ему эти новые основания преподнести на блюдечке. Новые идеи будет НЕКОМУ ПОНИМАТЬ.
Более того. Общество, создавшее великую философскую традицию, никогда не уходит в прошлое БЕССЛЕДНО. Потому что его идеи остаются — и остаются люди, которые тратят время на их изучение и понимание. Общества же, занимающиеся исключительно полезными делами, уходят бесследно. Афины мы помним и чтим, а от иных великих империй и названий не осталось".
В РЕЗУЛЬТАТЕ
Различать, что «Философское понимание идеи и её обыденное понимание — вещи не просто разные, а в чём-то даже противоположные.
Когда обыватель «понимает идею», он попадает внутрь неё. То есть он не может взглянуть на неё со стороны, критически. Он не видит альтернатив. В принципе не видит.
Для философа понять идею — это выйти за её рамки. Посмотреть на неё ИЗВНЕ. И увидеть, что находится за её пределами. Даже не так — за пределами реальности, создаваемой идеями.
Эта свобода от идей — главное, что даёт философия. И это как раз то самое, зачем она нужна".
Вы научитесь
Вы поймёте
Если эти лекции для вас, то
«Почему человек Аристотеля — не животное, а птица, что только ум переживает смерть тела, в чём состоят дианоэтические добродетели и о других интересных вещах.
Что такое катарсис (сразу скажу: ничего возвышенного), какова цель искусства, а также и то, почему Иисус Христос никогда не смеялся".
«Вы поймёте подлинное значение слова „воспитание“, о том, что такое истинное смирение (и о вреде, нанесённом украинским говором), о том, были ли мужественными солдаты Фридриха Великого — а в заключение познакомитесь с оригиналом кодекса джентльмена».
Вы узнаете, в чём сходство между Богом, электромотором и бутербродом с чёрной икрой, в чём родство монотеизма и атеизма, а также — почему вопрос о бытии Божьем крайне интересен, но всё-таки не столь важен, как другой вопрос (и какой это вопрос).
Вы узнаете, как нужно сочинять трагедию (с примерами), почему борьба хорошего с лучшим ведёт к страшным последствиям, что такое перипетия и чем страшно узнавание, а также о том, как античные авторы отнеслись бы к блюзу и рэпу.
Также вы узнаете о естественных границах государства, о споре Платона и Аристотеля о пользе выхода к морю, об экономических предпосылках возникновения партий «голубей» и «ястребов», а главное — об идее безусловного основного дохода и её реализации в античности.
Как разбираться, что написано в справочниках. Что такое с современной точки зрения аристотелевская морфэ, погибшее понятие. Что такое энтелехия и куда она пропала. Что есть форма и власть, форма и время, форма в искусстве.