Тексты

О парадных и реальных ценностях

Вообще говоря, в любом обществе существует разрыв между парадными и реальными ценностями.

Под парадными (или номинальными) ценностями будем понимать то, что человек считает хорошим для всех. А если честно – для других. То есть для людей, которые ему лично не близки, но среди которых он живёт и от которых так или иначе зависит.

Реальные же ценности – то, чего человек хочет для себя лично, а также для тех, кого он любит, прежде всего – для своих детей [1].

Что касается парадных ценностей, то человеку, живущему среди людей, хочется (искренне хочется), чтобы все были «добрыми», «хорошими», «достойными», «честными», «справедливыми» и т.п. Какое именно поведение считается «хорошим», «добрым», «достойным» и «справедливым», зависит от общества и среды. Но, как правило, речь идёт о вещах вполне общечеловеческих. Все должны соблюдать правила общежития, не нарушать писаных и неписанных законов, бережно относиться друг к другу, не рвать кусок изо рта, не обижать слабых, заботиться об общем благе и т.п.

Подчёркиваем: люди искренне хотят, чтобы все были такими. Вот только «все» в данном случае означает не «вообще все, включая меня», а «все остальные, кроме меня и моих».

Для себя и своих люди обычно желают иного. Нет, не обязательно «жрать и валяться и больше ничего». Для некоторых людей честь стоит превыше жизни и свободы, власть выше богатства, ум и образованность ценней славы и почёта, ну или хотя бы понты дороже денег. Бывает также, что для кого-то деньги дороже безопасности, успех стоит любых трудов, социальный подъём стоит счастья в личной жизни. Они и сами так живут и тому же учат детей. «Всегда давай сдачи». «Убей того, кто оскорбил тебя». «Деньги – это всё». «Вкалывай как проклятый, не трать ни минуты на удовольствия, никаких расслабонов, любовь и дружбу к чёрту – добейся успеха, сынок». «Выходи замуж только за лорда, дочка, только за лорда».

Важный момент. Насколько сильно различаются между собой парадные и реальные ценности, зависит исключительно от реальных ценностей. Например, если для человека на самом деле (sic!) важно чувствовать себя, «несмотря ни на что», человеком честным и правильным (= «играющим по правилам»), то разрыв между парадными и реальными ценностями переживается как нечто неприятное, даже оскорбительное для себя. Отсюда постоянные усилия по сближению первых и вторых [2].

Если же в личных ценностях прошит цинизм, то парадные и реальные ценности могут разойтись вплоть до полной противоположности, и человека это беспокоить не будет. Потому что всё логично: по правде надо так, а на самом деле надо этак, ну так иначе-то как, иначе никак, «не мы такие – жизнь такая».

Раз уж мы заговорили о родных палестинах, то применим это теоретическое рассуждение к нам, грешным.

В советизированной «русской» среде «хорошим» считается скромность, застенчивость, честность, правдивость, простота, умеренность, низкие потребности, бесконфликтность, уступчивость, искренность, работоспособность, нежелание и даже боязнь наград и почестей, «невыпячивание себя», требовательность к себе, патриотизм, любовь к Родине, государственничество и т.п. Одобряются дружелюбие, общительность, «готовность помочь». Ну и так далее – вплоть до разговоров о «русской общинности» и тыры-пыры.

Что касается ценностей реальных, принятых в той же среде, то о них можно говорить много, и довольно неприятного. Если честно, там бездны ада. Но самое главное не эти бездны, а то, что первым пунктом в списке личных ценностей для мужчин обычно идёт безграничный цинизм и отсутствие чести, а для бабонек - полное, абсолютное бабье бесстыдство. «Не мы такие – жизнь такая». «Совести нет – дети есть». «А чё, делов-то».

Это делает пропасть между парадными и реальными ценностями абсолютно непреодолимой. Сблизить края невозможно ни в какую сторону – даже путём критики парадных ценностей. Потому что они всех устраивают, в том числе и своей нереализуемостью. Если бы «по правде» жить было бы можно, пришлось бы как-то стараться. Но так как «по правде» жить нельзя (ну просто технически невозможно «в наших-то условиях») и все это знают – значит, - - -

Скажу сразу: в этом не было бы ничего фатального, если бы русским это шло на пользу. Но оно на пользу русским не идёт, потому что русские биологически (другого слова тут не подберу) не созданы для бесстыдства и свинства. Как не созданы они, скажем, чтобы жить в грязи. Есть народы, для которых чистота не является необходимым условием хорошего самочувствия, они могут жить среди мусора и грязи и чувствовать себя превосходно [3]. Русским от грязи становится физически плохо [4].

Точно так же, русские не созданы для той морали, которую сейчас вынуждены разделять. У русских очень скверные парадные ценности и такие же скверные ценности реальные. Но хуже всего фатальный разрыв между ними. Который всем известен, всеми осознаётся и признаётся, и именно поэтому всеми силами поддерживается. «Да, мы в говне, в говне по горло – так не гони волну, сука, не гони волну!»

[1] На этом реальные ценности обычно и проверяются – чему учат детишек. Мама-училка будет врать детишкам в классе, а родную доченьку-кровиночку будет учить жизни взаправду. Детишкам в классе – про «родину родную» и «патриотизм», а дочке – «выходи замуж хоть за тушку, хоть за чучелко, только сваливай отсюда». Потому что чужие детки – пшено, а дочке надо жить.
[2] При этом попытки подтянуть реальные ценности к парадным, «жить не по лжи» - самый очевидный, но и самый неинтересный вариант. Чуть более интересен вариант обратный, когда парадными ценностями жертвуют ради реальных, по формуле «лучше уж открыто блудить, чем тайно греховодничать». Но и то и другое в конечном итоге проваливается. Развитая, зрелая культура идёт по пути своего рода суперлицемерия – а именно, перевода реальных ценностей на язык парадных. Типа – «да, я продал этому купцу стекло за бриллиант, и он это заслужил – невежда, не способный отличить истинную драгоценность от ложной недостоин истинной драгоценности, чему учил нас Иисус на примере драгоценной жемчужины». Или – «похоть вовсе не свойственна женщинам, и лишь только женская слабость и покорность велит нам уступать ярости мужчин, которые по сути своей скоты и творят животные непотребства, облегчая свою совесть небольшими подарками, которые мы принимаем лишь для того, чтобы дать мужчинам почувствовать себя благороднее, чем они есть на самом деле». И т.п.
Зато культура циническая, о которой мы говорим ниже, обходится без таких выкрутас. Там или врут в глаза, или откровенно учат скотству.
[3] При этом, разумеется, чистота может ими цениться как проявление чего-то по-настоящему важного и ценного – ну, скажем, как признак демонстративной роскоши («да-с, наняли домработницу, можем себе позволить»). Но вообще-то они могут обойтись и без этого.
[4] И опять же – из этого не следует, что русские в силу одного этого будут жить в чистоте. Чистоте надо учить, к тому же наводить её сложно, это требует времени и сил, а у русских обычно не хватает ни того, ни другого. Поэтому большая часть русского населения России живёт в грязи. Что русским изрядно добавляет депрессии и ощущения безнадёги.

)(

Источник
Культура Этикет Конспирология
Made on
Tilda