Тексты

О морали

Мораль в каком-то смысле является «обманом трудящихся». Важно понимать, в каком.

Все правила и нормы хорошего поведения – начиная от бытовых «приличий» и вплоть до самопожертвования во имя высокой цели – были выработаны в высших классах общества. Где они действительно имеют глубокий смысл и являются оптимальной поведенческой стратегией. Однако с одним непременным условием: люди, живущие по этим правилам, должны быть СИЛЬНЫМИ И БОГАТЫМИ людьми. Начиная от «свойств характера» и кончая материальными ресурсами, находящимися в их распоряжении.

Возьмём для примера тот же «вежливый разговор». Понятно, что два сильных человека (например, хорошо вооружённых) должны избегать случайных поводов для конфликта. Потому что при определённом уровне армированности любой конфликт становится слишком дорого стоящим, причём для обеих сторон. Случайно сказанное слово – другое в ответ – кулак – нож – меч – руки нет. А то и головы. Причём неприятности на этом не кончаются: семья остаётся без кормильца и защитника, набегают чужие, дочку насилует сосед, сына топят в нужнике, имущество прибирают к рукам всякие мерзавцы. Оно того стоило? Лучше уж случайного слова не говорить. Но чтобы и другой его не говорил. И на этом месте заводятся пышные, но при этом строгие нормы «политеса», «вежественной речи». Которые в своём финальном развитии вырастают до роскошных вавилонов «дипломатического языка», цель которого – убрать эмоциональные реакции даже в самых критических ситуациях. Чтобы люди, даже готовые начать войну, делали это, как минимум, с холодной головой. Поэтому «мы сейчас устроим так, что будет война» оформлияется в виде «мы не можем отвечать за последствия возможных инцидентов». Но надо понимать, что и обычная вежливость имеет ту же природу.

Или, скажем, супружеская верность. Для низших классов она не имеет особой ценности и значения – потому что у бабы «енто место о мужика не сотрётся», а для отца детишек надоть, чтобы в старости содержали, а от кого они, не столь уж на самом деле и важно. Для высших же, которые в работе детей не нуждаются, а, наоборот, оставляют им наследство, очень важно, от кого именно детишки. Ибо неправильное или незаконное происхождение, вдруг открывшееся или хотя бы подозреаемое, приводит к тому, что претензии на собственность выдвигают другие люди. Это создаёт очень много проблем. Так что – «будь верна, супруга», а в идеале и супруг, чтобы не плодились бастарды с теми же претензиями.

Однако дальше начинается вот что. Низшие классы всегда подражают высшим (это закон человеческой природы). И они начинают им подражать и в сфере морали. Например, усваивают, что «господа друг с другом вежественные, сю-сю мусью». И через какое-то время ближайшие к господам слои – начиная от господских слуг и кончая разбогатевшими простолюдинами – тоже заводят у себя «вежество». То есть начинают говорить «благодарю» и «пожалуйста», «не могли бы вы» и «позвольте». При этом не очень понимая, почему так, но точно зная – если господа так делают, значит, какой-то смысл и польза во всём этом есть. Конечно, при этом постоянно происходят срывы в обычное просторечие и брань. И чем ниже спускается идея, что «надо быть вежливым», тем больше этих срывов. Потому что тяжело говорить прилично, когда хочется-то блякать нормальным матом бля, а не этими блядь пердиплясами блядь нахуй. Потому что низшие – слабенькие, им нужна постоянная стимуляция. Без крика, пинков и матерных оскорблений быдляк и с печи не слезет. Просто не сможет, «стимула нет». При этом образцом «правильной речи» всё равно остаётся речь высших сословий. Блякающее быдло это чувствует и с этим в глубине души согласно, поэтому бляканье переживается низшими как стигма собственной низости, «ну вот такие мы блядь скоты». А что поделать, внизу просто приходится говорить на языке слабых.

То же самое примерно происходит и с супружеской верностью. Те, кто повыше, тоже начинают следить за супругами и требовать «приличий». Внизу же принцип «бабье место о мужика не сотрётся» сохраняет силу, так как это и в самом деле самая выигрышная стратегия для бабы. И опять же, это сопровождается фрустрацией – от которой страдает обычно баба. Ибо мужик её время от времени поколачивает за блядки. Хотя сам блядует с соседкой, и понимает, что блядуют все. Но – хочется-то, чтобы как у бар было.

Так вот, абсолютно вся этика – это компендиум хозяйских норм и привычек. Которая понятна и логична для тех, кто живёт на вершине социальной пирамиды. Внизу же все эти правила обессмысливаются, и чем ниже по социальному уровню человек, тем меньше смысла во всех этих «надо», «принято», «бесчестно», «несправедливо», «некрасиво». Для него даже «не убий» - тяжёлый крест, а уж «не укради» - «да как же это возможно-то не украсть, что плохо лежит». Этика из прагматичных принципов првращается в нечто навязанное, непонятное и совершенно внешнее. «Как же это не украсть булку, ежели я кушать хочу». «Как же не трахать сноху, ежели у меня хрен встал». Ну и прочее в том же духе.

Потом прошло время. Аристократия не то чтобы проиграла, а «организованно отошла на заготовленные позиции». И уж точно перестала быть образцом и примером для низших классов.

Низшие классы тоже изменились. Приподнялись материально (даже в самых бедных странах), чему-то научились. Вообще, всё сдвинулось.

Современная мораль является компромиссом между остатками аристократической морали и вот этим самым «про сноху и булку», помноженным на текущий момент. Компромиссом крайне противоречивым, но хоть как-то работающим.

Вот только логики в нём искать - - -

Источник
Культура Этикет Конспирология
Made on
Tilda